СТАТЬИ


О кикбоксинге:

Кикбо́ксинг — спортивное единоборство, зародившееся в 1960-х годах. Подразделяется на американский кикбоксинг (фулл-контакт, фулл-контакт с лоу-киком, поинт-файтинг, лайт-контакт), японский кикбоксинг (формат К-1), сольные композиции (музыкальные формы). 

История

Американский кикбоксинг

Родиной «американской» ветви кикбоксинга являются США. Здесь в 1960-х годах на волне популярности восточных единоборств начали практиковать полноконтактные поединки, где, в отличие от большинства правил распространённых тогда тхэквондо и каратэ-сётокан, отсутствовали ограничения силы ударов, поединок не останавливался рефери, после проведённого технического действия (достигшего цели удара), были разрешены удары руками в голову (для чего у бокса были позаимствованы техника и экипировка — перчатки). Изначально новый вид спорта именовался «фулл-контакт карате» (англ. full-contact karate, полноконтактное карате). При этом под термином «карате» понималось любое восточное единоборство, будь то собственно карате, тхэквондо или ушу. Вскоре из-за протестов функционеров традиционного карате от названия пришлось отказаться, приняв новый термин — «кикбоксинг». Что же касается «фулл-контакта», то это наименование сохранилось за одним из разделов кикбоксинга. В 1974 году была основана первая организация профессионального кикбоксинга — PKA (Professional Karate Association), что фактически стало датой рождения кикбоксинга как сформировавшегося вида спорта.

Американский кикбоксинг очень быстро проник и в Европу. Именно в Европе в 1976 году была основана старейшая организация любительского кикбоксинга WAKO (World Association of Kickboxing Organizations).

Японский кикбоксинг (К-1)

«Японская» ветвь кикбоксинга своим происхождением связана с проникновением в Японию тайского бокса, который, несмотря на конкуренцию с каратэ-кёкусинкай, смог занять свою весьма обширную нишу, однако не в чистом виде, а в модифицированном. Фактически, японский кикбоксинг — это переделанные правила тайского бокса. Существенными отличиями являлись запрет на удары локтями (считалось, что часто наносимые локтями рассечения вредят зрелищности, поскольку публика предпочитает «чистые» нокауты, а не остановки боёв из-за травм) и иной подход к подсчёту очков (сбалансированная оценка ударов руками и ногами в отличие от тайского бокса, где удары ногами оцениваются выше). В 1970-е годы японский кикбоксинг развивали три основные организации: AJKBA (All-Japan Kick-Boxing Association), WKBA (World Kick-Boxing Association) и лига «Какутоги». После того, как в 1981 году ряд японских кикбоксеров оказались замешанными в связях с преступностью, японские организации пришли в упадок, уступив первую роль американской WKA. С конца 1980-х годов вновь стали появляться местные фукционеры кикбоксинга, а в 1993 году появилось К-1, превратившее японский кикбоксинг в одно из наиболее развитых профессиональных единоборств в мире.

Вместе с тайским боксом японский кикбоксинг пришёл в Европу, в первую очередь — в Голландию, которая стала одним из главных мировых центров кикбоксинга (стоит отметить, что из 18-ти гран-при К-1 в тяжёлом весе 15 выиграли голландцы).

Выдающиеся представители японского кикбоксинга: Тосио Фудзивара, Роб Каман, Иван Хипполит, Реми Боньяски, Масато Кобаяси, Анди Саувер.

Разделы кикбоксинга

 1. Поинтфайтинг (Ограниченный контакт)

Поинтфайтинг – это боевая дисциплина, в которой два спортсмена соревнуются в зарабатывании большего количества баллов, используя контролируемую, разрешенную технику со скоростью и концентрацией. Победа присуждается спортсмену, продемонстрировавшему лучшую технику работы рук и ног и, соответственно, нанесшему большее количество ударов ногами и руками. Поединок носит прерывистый характер, так как после проведения чистого удара рукой или ногой судья останавливает бой и начисляет очки.

2. Лайт-контакт (Лёгкий контакт)

Раздел кикбоксинга, для которого характерно запрещение сильных ударов (за исключением, когда соперник неожиданно пошел на удар), при этом засчитывается нокаут или нокдаун (если он есть), но очки при этом не засчитываются. Предпочтение отдается ударам ногами, и выше всего из них оцениваются прыжковые удары. В отличие от поинт-файтинга, в этом стиле бойцы не останавливаются после нанесения удара. Судьи засчитывают очки за каждый удар, достигший цели.

3. Фулл-контакт (Полный контакт)

Раздел кикбоксинга, в котором удары ногами и руками наносятся без ограничений силы, в полный контакт. Все удары должны наноситься выше пояса. Как и в боксе, отсчитываются нокдауны и нокауты.

4. Фулл-контакт с лоу-киком

Раздел кикбоксинга, в котором разрешается наносить удары ногами по внешней и внутренней стороне бедра.

5. К-1

Раздел кикбоксинга, в котором разрешается наносить удары ногами в любую часть ног соперника, которая может быть атакована голенью, а также бедро для атаки коленом.

Разрешенная техника.

Техника ног:

— фронт-кик (фронтальный прямой удар);

— сайд-кик (удар боком);

— раундхаус-кик (круговой удар);

— бэк-кик (удар назад);

— хил-кик (удар с разворотом на 360 градусов);

— кресент-кик (серповидный удар сверху вниз);

— экс-кик (рубящий удар, наносится только подошвой стопы);

— футсвипс (подсечки);

— джампинг-кикс (удары в прыжке);

Техника рук:

— джеб (прямой удар передней, то есть ближней к противнику рукой);

— панч (прямой удар дальней от противника рукой);

— хук (боковой удар);

— свинг (Боковой удар с дальнего расстояния);

— апперкот (удар кулаком снизу);

— бекфист (удар тыльной стороной кулака, с разворотом и без разворота);

Основы в кикбоксинге те же, что и в классическом боксе: совпадают стойки, способы перемещения, способы защиты и, конечно, удары руками, но основу действий составляют удары ногами. Основы боксёрской работы руками очень важны.

Экипировка в кикбоксинге

На настоящий момент кикбоксинг является видом спорта с четко установленными правилами, обязательным пунктом в которых является наличие защитного снаряжения на спортсмене. Перед началом боя наличие защитного снаряжения и пригодность для использования проверяет рефери. Рассмотрим подробнее, что должно быть надето на бойце:

— Шлем – который отличается от боксёрского усиленной защитой верха головы, что обусловлено наличием в техническом арсенале кикбоксера высоких ударов ногами;

— Капа;

— Боксерские перчатки, соответствующие правилам раздела кикбоксинга — в разделе поинтфайтинг — это должны быть специальные «не бьющие» перчатки, в разделах лайт-контакт, фулл-контакт, фулл-контакт с лоу-кик, К1 используются стандартные 10-унцевые боксерские перчатки;

— Бинты на руки – не обязательны для раздела поинт-файтинг;

— Бандаж;

— Щитки на голень;

— Футы с закрытой пяткой (в разделах Фулл — контакт с Лоу — киком и К1 надеваются щитки чулочного типа).

Если при проверке защитного оборудования рефери обнаружил отсутствие или же возникли претензии к состоянию любого предмета, рефери требует замены или восполнения и выделяет для этого время. Если по истечению данного времени боец оказывается не готов к бою, он дисквалифицируется.

Столь высокие требования к защитному оборудованию имеют цель максимально снизить риск получения травмы спортсменом в ходе боя и повысить зрелищность поединков, проводящихся по правилам кикбоксинга.

Кикбоксинг в киноискусстве

Появление кикбоксинга в США во второй половине XX века совпало с периодом развития видеорынка. Кикбоксинг как новый зрелищный вид единоборства оказался востребованным в жанре боевика, звездой которого с середины 60-х был Брюс Ли. Кикбоксеры, завершившие спортивную карьеру на ринге, становились постановщиками трюков, каскадёрами и актёрами, демонстрируя на экране приёмы кикбоксинга. В 1972 году вместе с Брюсом Ли снимается Чак Норрис («Возвращение дракона»). Вскоре на экране появляются Билл «Суперфут» Уоллес («Сила одиночки», 1979), Джо Льюис («Сила пятерых», 1981 год), Дон «Дракон» Уилсон («Кровавый кулак», 1989 год). В том же 1989 году на экраны выходит фильм «Кикбоксер» с участием Жан-Клод Ван Дамма и Мишеля Кисси. Всего вышло пять частей этого фильма, в которых также снимался мастер боевых искусств Марк Дакаскос.

Специфика киноиндустрии обусловила участие в ролях героев, демонстрирующих приёмы кикбоксинга, не только профессиональных спортсменов, но и актёров. Как правило, на такие роли приглашали актёров, занимавшихся ранее любительским спортом. Среди них были Лоренцо Ламас («Ночь бойца, или Кикбоксинг в США», 1990), Кэри-Хироюки Тагава и Саша Митчелл («Кикбоксёр 2: Дорога назад», 1991).